Владельцы питомцев в России: обзор статистики и поведенческих тенденций
На Всемирный день домашних животных, 30 ноября, аналитический центр НАФИ представил результаты исследования, выявляющие, почему жители России отказываются заводить питомцев, а также показавшие объем ежемесячных затрат на них и список самых востребованных товаров и услуг.
По разным оценкам, доля владельцев домашних животных в стране составляет от 68 до 84%. По статистике, самыми популярными оказались кошки, причем беспородные оказались почти в два раза популярнее, чем породистые: 43% и 25% соответственно. Далее по популярности следуют собаки, причем доли тех, кто держит беспородных и породистых собак, сравнимы: 21% и 17% соответственно. Всего лишь на 8% респондентов приходятся все остальные виды животных: птицы, рыбки, грызуны и рептилии и т.д.
Основными причинами, по которым граждане России отказываются от домашних животных является: нехватка времени на уход (36%); отсутствие возможности временного ухода за питомцем (27%); негигиеничность (грязь и шерсть) (18%); влияние на здоровье (17%); нехватка места в доме (15%); финансовые ограничения (12%).
Почти половина опрошенных (46%) заявили, что тратят на своих питомцев менее 2 тыс. рублей в месяц. От 2 до 5 тыс. рублей в месяц расходуют 27% респондентов. Только 9% владельцев питомцев тратят свыше 5 тыс. рублей ежемесячно. Среди тех, кто отметил минимальные затраты, мужчин на 6% больше, чем женщин (14% против 8%). Женщины более склонны к максимальным тратам (11% против 6% среди мужчин). Молодые россияне (16%) чаще всего говорят о более высоких тратах в размере свыше 5 тыс. рублей в месяц.
Основные расходы связаны с приобретением специальных кормов и добавок (77%) и ветеринарными услугами и лекарствами (65%). При этом уход за питомцами с родословной обходится дороже, чем за беспородными животными. 78% владельцев породистых собак и 65% тех, у кого беспородные питомцы, предпочитают кормить своих питомцев покупным кормом. В случае кошек эти цифры составляют 83% и 78% соответственно.
Офлайн-ритейл является самым популярным каналом для покупки товаров для животных. Почти для всех категорий товаров доля покупателей, предпочитающих физические магазины, выше, чем у онлайн-покупателей. Наименьшая разница между сторонниками офлайн- и онлайн-покупок отмечена в приобретении лежаков, домиков и других товаров для обеспечения комфорта питомцев (18% и 12% соответственно).
Происходящие преобразования на российском рынке промышленных кормов для животных оказали влияние на потребительское поведение владельцев животных. Респонденты отметили увеличение цен на корма (73%), сложности с доступностью товаров (61% столкнулись с отсутствием привычных марок), появление новых брендов (61%) и попытки протестировать их (47%).
Директор направления маркетинговых исследований, Наталья Кузнецова, подчеркнула, что для многих домашнее животное стало неотъемлемой частью семьи, и это сильно влияет на готовность людей вкладывать в него время и финансы. Это благоприятная обстановка для производителей и поставщиков товаров для животных. Тем не менее, важно учитывать изменения на рынке, такие как изменение цен на корма или трансформация брендов. Аудитория готова рассмотреть альтернативы в такие периоды. Это может стать стимулом для разработки новых предложений и вывода на рынок новых брендов кормов для животных.