Власти пересчитают минимальное количество магазинов в каждом регионе
В пресс-службе Минпромторга сообщили, что Правительство России изменило правила расчета нормативов определяющих необходимое количество в каждом регионе магазинов и ярмарок госорганы. Но настоящего времени для этого применялась довольно сложная методика расчета.
Базовое значение составляло 202 м² стационарных продуктовых магазинов и 387 м². магазинов промышленных товаров на тысячу жителей. Но региональным властям также приходилось учитывать расходы населения на приобретение товаров, индекс роста цен, объем реализованных товаров, стоимость потребительской корзины и т.д.
«Кроме того, до сих пор не был предусмотрен порядок актуализации ранее установленных нормативов. Это приводило к некорректным расчетам, к отсутствию своевременной актуализации нормативов. Простой и понятный механизм, предусмотренный новым документом, позволит сделать нормативы более приближенными к реальным условиям», - сообщили в министерстве.
Теперь Минпромторг будет утверждать коэффициент для каждого региона (сколько торговых площадей должно быть на 10 тыс. человек), а местные власти будут рассчитывать, хватит ли им магазинов с учетом численности населения. В ведомстве уточнили, что проект документа об утверждении коэффициентов находится в разработке.
Кроме того, до сих пор просчитывалось, сколько торговых мест должно быть на розничных рынках. Однако в последние годы из-за чрезмерно жестких требований к рынкам их количество сокращается, многие сменили формат на «ярмарки». Теперь нормы будут учитывать количество торговых мест на ярмарках и рынках в целом.
«Такой подход позволит стимулировать региональные и местные органы власти на создание наиболее подходящих условий для осуществления торговой деятельности населением, одновременно облегчая достижение соответствующего норматива. Нормативы будут действовать не более пяти лет, чтобы оперативно менять их с учетом демографической ситуации. В то же время увеличивать требования к количеству торговых точек можно и чаще. Для расчета должны использоваться данные о среднегодовой численности населения региона или города не более чем за последние два года. В районах Крайнего Севера, городах федерального значения, а также на новых территориях местным властям разрешается изменять нормативы с учетом местной специфики», - отметили разработчики поправок.
В Минпромторге отметили, что нормативы являются ориентиром для развития торговли. Установление уточненных целевых показателей и их периодическая актуализация будут стимулировать развитие торговли в регионах, в том числе за счет увеличения количества объектов торговли.
«Эти правила служат как руководство для местных властей для территориального планирования, разработки генеральных планов городов или региональных и муниципальных программ развития торговли, а также схем размещения нестационарных торговых объектов. Не стоит ждать, что, руководствуясь новым документом, власти начнут сносить торговые центры или насаживать везде формат ярмарок - это, скорее, про планирование будущего на следующие пять лет, своеобразная торговая "пятилетка"», - считает Павел Люлин, вице-президент Союза торговых центров.